Хара (Hara) — Живот, центер
Ки (Ki) — Жизненная энергия
Ката (Kata) — Форма
Кихон (Kihon) — База
Кокю (Kokyu) — Дыхание
Муданся (Mudansha) — Айкидока с белым поясом
Учидеши (Uchideshi) — Ученик, который живет в доме сенсея (додзе)
Юданся (Yudansha) — Черные пояса
Доги (Dogi), Кейкоги (Keikogi) — Форма для занятий
Хакама (Hakama) — Широкие штаны, подчеркивают уровень занимающегося, старинная одежда самураев и аристократии
Оби (Obi) — Пояс
Дзю ваза (Jiyuwaza) — Свободная техника
Рандори (Randori) — Свободная техника от нескольких нападающих
Каеши ваза (Kaeshiwaza) — Контр-техника
Додзё — место проведения занятий, буквально — место постижения Пути (название применимое к буддийским храмам и любому тренировочному залу воинских искусств, где практикуют Путь, т. е. приобретают знание о Вселенной)
Татами — мягкое покрытие, на котором проводятся занятия
Сэнсей — наставник, учитель, инструктор
Укэ — лицо, помогающее осваивать выполнение техники
Тори, нагэ — лицо, выполняющее технику (синоним – shitei)
Рэй — поклон
Сёмэн — Святое место в зале, где стоит портрет О-Сенсэя
Ос — хорошо, понял (буквально – «так есть», произносится в знак подтверждения)
Хай — Да
О-нэгае Шимас — будьте любезны; прошу Вас; пожалуйста, будьте моим партнером — традиционное приветствие в начале тренировки означающее: «пожайлуста давайте начнем заниматься
Домо Аригато годзаимас — Большое спасибо (эта фраза обычно произносится в конце тренировки и выражает благодарность инструктору за проведённую тренировку)
Йой — приготовиться (партнеры занимают исходное положение для выполнения упражнения или техники)
Сёмэн ни рэй — поклон в направлении сёмэн
Сэнсэй ни рэй — поклон Сэнсею
Сэмпай ни рэй — поклон сэмпаям
Отагай ни рэй — поклон друг другу (команда, аналогичная tori uke rei)
Сэйдза — садитесь (на краю татами)
Сэйдза хо — садитесь (там, где находитесь)
Ос — хорошо, понял (буквально – «так есть», произносится в знак подтверждения)
Хай — Да
Таттэ — встаньте
Шинтай — поменяться ролями (уке и шоте)
Маватэ — повернуться кругом (ученики должны повернуть и двигаться в противоположном направлении)
Камае — стойка, положение
Миги ханми — правосторонняя основная стойка
Хидари ханми — левосторонняя основная стойка
Ай ханми — одноименная стойка (оба партнера стоят в migi hanmi kamae, или оба стоят в hidari hanmi kamae)
Гяку ханми — разноименная стойка (один партнер стоит в migi hanmi kamae, а другой – в hidari hanmi kamae)
Ма-ай — гармоничная дистанция между партнерами
Сэйдза хо — положение сидя на пятках
Андза — положение сидя скрестив ноги
Шикко хо — передвижение на коленях (самурайский шаг)
Тай сабаки — перемещения корпуса, уходы, уклоны
Аша сабаки — работа ног
Ирими — движение встречным ходом (вперед, навстречу противнику)
Тэнкай — разворот с небольшим смещением в сторону
Тэнкан — разворот тела (разворот на одной ноге с оставлением назад второй)
Ирими тэнкан — вход и разворот тела (движение вперед с последующим выполнением тэнкан)
Окури-аши — скользящий шаг. Движение вперед начинается с передней ноги, а назад – с задней
Цуги-аши — подставной шаг. Движение вперед начинается с задней ноги, а назад с передней
Аюми-уши — обычный шаг
Кайтэн — разворот на месте на пятках и подушках стоп
Укэми — страховка, выход из броска
Мае — вперед
Уширо — назад
Миги — впарво
Хидари — влево
Сото — наружу
Учи — внутрь
Йоко — сбоку, в сторону
Джодан — верхний уровень (от плеч вверх)
Чудан — средний уровень (от бедер до плеч)
Гэдан — нижний уровень (от бедер вниз)
Омотэ — (буквально: перед ним, лицевой) техника исполнения приемов на вхождение
Ура — (буквально: за него, внешняя сторона) техника исполнения приемов на уход за спину укэ
Атэми — удар
Учи — рубящий удар
Дори — захват
Кататэ дори — захват за кисть
Ката дори — захват за плечо
Рэте дори — захват обеими руками кистей противника
Мунэ дори — захват за шиворот
Моротэ дори — захват двумя руками одной руки противника
Уширо кататэ дори куби шиме — захват сзади за запястье с одновременным удушением второй рукой
Уширо катэ дори — обхват сзади за предплечья
Уширо увате дори — обхват сзади на уровне груди с замком рук (поверх рук партнера)
Шомэн учи — рубящий удар в лоб
Йокомэн учи — рубящий удар сбоку в висок
Цки — тычок, укол
Джодан цки — удар в голову
Чудан цки — удар в живот
Гэри — удар ногой
Ирими нагэ — бросок, выполненный на встречном движении
Сихо нагэ — бросок с разворотом на 180 градусов, т.е. по четырем сторонам света
Котэгаеши — бросок «опрокидыванием предплечья»
Тэнчи нагэ — бросок «небо-земля»
Кайтэн нагэ — бросок круговым вращением
Кокю нагэ — бросок «силой дыхания»
Удэкеми нагэ — бросок «воздействием на локоть» снаружи
Айки отоши — реверсивный бросок через внешнюю часть бедра
Коши нагэ — бросок через бедро
Дзюдзи гарами — бросок «связыванием накрест» рук противника
Суми отоши — бросок «воздействием на руку» изнутри
Иккё — удэ осаэ вадза — «первый контроль» или «прижатие руки»
Никкё — котэ маваси вадза — «второй контроль» или «вращение предплечья»
Санкё — котэ хинэри вадза — «третий контроль» или «выкручивание предплечья»
Йонкё — тэкуби осаэ вадза — «четвёртый контроль» или «прижатие запястья»
Гокё — удэ нобаси вадза — «пятый контроль» или «растягивание руки»
Хиджи кимэ осаэ — осаживание противника за счет когнтроля локтя
Буки ваза – Техника работы с оружием
Боккен – Деревянный меч
Танто – Кинжал, нож
Дзё – Палка, длиной до подмышечной впадины
Кумитачи – Техника парной работы на мечах
Кумидзё – Техника парной работы с дзё
Тачи дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного мечом
Танто дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного ножом
Дзё дори ваза – Техника работы против противника, вооруженного дзё
Дзё наге ваза – Техника защиты с дзё против атак (захватов за дзё) безоружного нападающего
При отработке техники или отдельных элементов, на разминке и при выполнении подготовительных упражнений, счет ведется по-японски:
1 – Ичи
2 – Ни
3 – Сан
4 – Ши (ён)
5 – Го
6 – Року
7 – Шичи (нана)
8 – Хачи
9 – Ку (кю)
10 – Джю
20 – Нинджю
30 – Санджю
40 – Ёнджю
50 – Годжю
60 – Рокуджю
70 – Шичиджю
80 – Хачиджю
90 – Кюджю
100 – Хяку